Космический котик
Иногда мне кажется, что школьный курс литературы составлялся с единственной целью: отбить у человека всякое желание брать книги в руки. Из года в год мы читаем Пушкина, Лермонтова, Есенина и Некрасова, Толстова и Чехова, с редкими, но яркими враплениями Грина и переводов зарубежных авторов. Из года в год нас вроде как учат разумному, доброму и вечному.
А какие были альтернативы? Тягомотина "Преступления и наказания"? Нытье Некрасова на тему крепостных? В совковое время оно вроде было оправдано: показать подростающему поколению ужасы Царизьма, дабы неповадно было устраивать реставрации. Но сейчас-то зачем? Люди выходят из школы искренне недоумевая, почему мир зачитывается русской классикой. Еще бы! Ведь никто не рассказал им про "Темные аллеи" или про "Братья Карамазовы". Никто не поведал про интересную жизнь Тургенева, про писателей-графов и писателей из народа. Про удивительно живой ум и любовные похождения Достоевского, и про наркотический опыт Булгакова. Зато про алкоголизм Есенина - легко. Правда, вырезав всю брань из его стихов, и вместе с ней - весь смысл.
Школьный курс литературы в той форме, в которой его подают - пресная, кастрированная, зеленая тоска. Детям нельзя в Достоевского, Чехова и Маяковского. И даже в Лермонтова нельзя. Подростком я совершенно не понимала "Герой нашего времени", надо было дожить до двадцати пяти и не полениться вернуться к этому вопросу.
В классах надо формировать вкус к литературе, учить находить прелести в слоге и построении сюжета. Рассказывать про реальную жизнь авторов, а не показывать их забронзовелые профили в учебниках. Нужно объяснять, почему классику называют классикой, и почему Донцова и оттенки серого - фуфло. Отдайте в школы "Остров сокровищ" и "Корабль-Призрак", суньте в руки "Моби Дик" и "Пикник на обочине", расскажите про муммий-троллей и Геда-Переплятника. Пусть почитают Харпер Ли и Марка Твена прежде, чем повторят за кем-то "американцы тупые".
Дайте подросткам страсть, ведь гормоны в крови требуют именно ее. И пожалуйста, замените Льва на Алексея, ибо каждая попытка прочитать "Войну и Миръ" заканчивалась тем, что я просыпалась от упавшей на нос книги, а "Семья вурдалаков" - прекрасна.
А весь Серебряный Век, ныне горячо мною любимый, мы как-то совершенно обходили стороной. Немного говорили про Ахматову и разрешали "на выбор" учить Маяковского, если ну очень-очень захочется.
Печально.
А еще называли Стругацких книжками для детей, потому что это - фантастика.
а касательно литературы, больше всего негодования вызывало то, что в программе присутствовали книги про чернуху войны, безысходность бытия простого люда в начале 20 века и прочий нудный депресняк, который детям совершенно не нужно знать до определённого возраста. если только они сами не изъявят такого любопытства